Менеджмент не менеджмент


Последнее время замечаю, что идёт странная тенденция, в которой нам пытаются под видом «образования в сфере менеджмента» впарить какую-то туфту.

Итак, начтем с того, чему же нас по идее должны учить. Тут далеко ходить не надо, загляните в википедию в раздел «Составные части менеджмента», там уже нам показывают, что всё не просто. В моём исполнении «общеобразовательный» список включал бы дисциплины:

  1. Оперативный менеджмент
  2. Стратегический менеджмент
  3. Операционный менеджмент
  4. Разработка и принятие управленческих решений
  5. Оранизационное поведение
  6. Управление персоналом
  7. Управление проектами
  8. Управление организационными изменениями

Далее на эту базу навешивается дополнительная специфика, в зависимости от уклона (например в маркетинг, финансы и т.п.)

А что нам пытаются впарить взамен? Обычно софт-скиллз, то бишь:

  • Коммуникативные навыки
  • Ведение переговоров
  • Навыки убеждения
  • Ораторское искусство
  • и т.п.

Что мы получаем в итоге? Армию болотологов?

И ещё один тренд: Традиционные школы менеджмента устарели, сейчас важно лидерство. Ну и бросаются известной фразой Уорена Бенниса: Managers do things right while leaders do right things. А знаете от кого я эту фразу первый раз услышал? От преподавателя оперативного менеджмента в ВШЭ! Не противопоставляйте лидерство менеджменту, лидерство — это часто менеждмента, это определенная стадия развития менеджмента. Вы всегда можете напороться на бизнес школу, где вас будут учить по кейсам компании General Electric сорокалетней давности, а можете найти бизнес школу, которая постоянно совершенствует и адаптирует свою учебную программу (использует современные кейсы российских и зарубежных компаний). Где преподают не только профессора, но и директора реальных бизнесов.

Исходя из этого реэюме: Выбирайте грамотно место, где собираетесь учиться.

За сим всё.
P.S.Мнение моё и не обязательно правильное.

9 thoughts on “Менеджмент не менеджмент

    1. Я, конечно, не правда в последней инстанции, но рекомендовал бы смотреть в сторону МГУ, ГУ ВШЭ, АНХ или Плешки

  1. «Оранизационное поведение» — многозначно…

    Грустно, что в обоих случаях выпадает самый важный аспект — «предметная область», которую собираются менеджерить. От этого и вся жопа (для пользователей, мира и т.п.). Это если играть за сторону «как сделать всем хорошо».

    Если играть за «пофиг на результат, как мне зарабатывать больше денег» — то вот ровно то, что продается, это и обеспечивает.

    1. Стас «Организационное поведение» — это базовая наука теории менеджмента http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

      А вообще я считаю, что надо в себе и коллегах всегда растить пирамиду:
      1. Базис — теоретические знания
      2. Практика — опыт разных людей, компаний
      3. Собственный опыт — свои удачи и падения

      Часто без «базиса» начинают переносить «практику» в «собственный опыт» и получается фейл, т.к. напрямую успех готового решения может быть не тиражируем (и чаще всего будет не тиражируем).

      А то что продают то, что «пипл хавает» — это точно подмечено. Но хочется, чтобы называли вещи своими именами. Чтобы так и писали — преподаём софт скиллз для менеджеров, а не менеджмент.

  2. Не могу понять отличие оперативного (п.1) и операционного менеджмента (п.3).

    1. Оперативный менеджмент — это реализация стратегии (т.е. тактические действия)
      Операционный менеджмент — это управление производственными операциями (то, то лежит в основе всяких MRP и ERP систем)

Добавить комментарий