Сегодня поговорим об инструменте работы с портфельными стратегиями. Для начала о самой портфельной стратегии — у вас есть несколько бизнес-единиц (бизнесов, товаров, проектов и т.д.) и вам хочется добиться от них синергетического эффекта. Вам следует грамотно проанализировать свои бизнес-единицы и расписать стратегию их использования для максимизации отдачи и поддержания конкурентного преимущества. Давайте посмотрим, что такое «Матрица BCG» и как её использовать.
Название BCG происходит от названия компании — Boston Consulting Group. Не могу утверждать, там ли эту матрицу изобрели, но в общем название прижилось и используется повсеместно. Введем ещё одну аббревиатуру: SBU — Strategic Business Unit (Стратегическая бизнес-единица), это атомарная составляющая портфеля бизнес-единиц.
По замыслу, нам необходимо выписать все SBU и оценить их по двум показателям:
- Доля занимаемого SBU рынка
- Темпы роста SBU
Дальше делаем стандартную матрицу 2х2 и размещаем на ней все наши SBU:
На матрице есть 4 сектора, в которые ваши SBU и попадут. Опишу эти сектора:
- Дойная корова — высокая доля рынка, низкий темп роста бизнеса. Такому SBU инвестиции практически не нужны, все основные затраты уже давно были внесены. SBU несет прибыль и питает ею остальные SBU. Корова находится с медленно растущей области и занимает там доминирующую позицию
- Вопросительный знак — низкая доля рынка, высокий темп роста. Высокорисковый SBU. требует инвестиций. В потенциале может перерасти в звезду, а может и погубить всё. В основном подпитывается от «Дойной коровы»
- Собака — низкая доля рынка, низкий темп роста бизнеса. Не блещет результатами, сидит в медленно растущем бизнесе. SBU приносит мало денег и является потенциальным кандидатом на устранение
- Звезда — высокая доля рынка, высокий темп роста бизнеса. SBU — отличающийся высоким потенциалом развития, но обеспечение роста требует дополнительных инвестиций. Звезда заметна, привлекательна и генерирует прибыль даже в тех случаях когда сам рынок в своём росте замедлился
Теперь становится очевидным, что стратегия работы по SBU такова:
Собак отстреливаем. Денежный поток от коров направляем в вопросительные знаки и звезды. Пытаемся из вопросительных знаков сделать звезды, при этом четко понимаем, что со временем звезды станут коровами или собаками. Ну а дальше дело за тем, чтобы у нас нарождались вопросительные знаки, для этого надо диверсифицировать бизнес (Умершая корова должна породить вопросительные знаки. Даже на матрице BCG рисуют линию пунктирную от коров к вопросительным знакам)
На этом всё, но стоит понимать, что матрица BCG — это не только для лощёных дядек в дорогих костюмах. Данный инструмент можно использовать и просто для управления своими идеями и навыками. Тут в общем надо приложить фантазию (как впрочем и везде).
Откуда ноги: Менеджмент
Что читануть: Учебничек
Всем удачи!