Обзор книги: Д.Спольски, Джоэл: И снова о программировании

Да, я эту книгу прочитал только что. Хотя первую я прочитал очень давно, когда ещё работал программистом. Опять это всего лишь подборка статей из его блога. Если эту книгу вы не читали, то почитайте мой обзор.

Полезность: Средняя
Легко ли читать: Легко

Читал несколько обзоров этой книги, в общем отзывы были из разряда: «Джоэл уже не торт, первая книга была лучше». А я не согласен с этим. На мой взгляд первая книга больше подходит программистам (хоть и малец устарела), вторая больше подходит манагерам (хоть тоже устарела 🙂 ) Постараюсь описать темы, на которые я обратил внимание.

Найм персонала
Статья о найме персонала пышет понтами. Да, метод найма персонала от Fog Creek Software достаточно крут и трудно понять, реально он окупается или нет, в любом случае об этом интересно почитать.

Менеджмент
Джоэл выдумал свои паттерны управления:

  • Командно-административный метод управления
  • Экономика 101
  • Метод «Отождествление»

Не буду открывать суть, чтобы было интересней читать. Отмечу лишь то, что первые два плохие, а третий хороший.

Венгерская нотация
Про венгерскую нотацию целой статьи конечно нет, но я как бывший программист не мог пройти мимо замечательного факта, которого не знал. Оказыватся, что при подготовке документа с нотацией была допущена ошибка и слово «kind» было заменено на «type», отсюда пошло неправильное трактование префиксов для полей классов, т.е. мы в качестве префиксов указывали тип, а надо было указывать назначение, это кардинально меняет мнение о полезности венгерской нотации.

Офис
Меня поразил набор требований, который был сформулирован одним из сотрудников к новому офису. Это хорошо дополняет то, что можно почерпнуть из книги Peopleware Тома ДеМарко.
Итак, вот то что мне понравилось:

  • Необходимо много электрических розеток — в общем об этом как-то забывается и обычно на человека выдаётся от 2 до 4 розеток, поэтому приходится покупать «пилоты». А ведь можно было позаботиться об этом изначально
  • Офис должен позволять работать программистам в паре — да и не только программистам, у вас всегда должна быть возможность посадить колегу рядом с собой, чтобы что-то сделать вместе. Угловые и «Г» образные столы препятствуют такому
  • Офис должен быть местом встреч — я часто слышал от сотрудников просьбу поработать дома, потому что там: тише/мощнее компьютер/комфортнее и т.д. Такой метод работы конечно делает коммуникации менее эффективными, поэтому давайте делать рабочее пространство таким, чтобы там хотелось работать

Ценообразование
Джоэл развел в книге повествование о базовой экономике (о спросе), и плавно перевел это дело в размышления о ценообразовании и сегментировании рынка. Конечных рекомендаций не дал, но дал информацию для размышления.

SLA
Забавно, но прописывая SLA на доступность сервиса, все забывают про «Черного лебедя» Нассима Талеба, а если этот черный лебедь появится, то все ваши затраты на поддержание SLA не окупятся, а неотвратимость черного лебедя — это только вопрос времени.

Работа с клиентом
Здесь хочется отметить такую вещь, про которую многие забывают. Я видел как её забывают мои коллеги, я видел как её забывают субподрядчики, которые делают работу для меня. Эта вещь: извинение. Если накосячено — извинитесь, не стоит искать отговорки или переваливать вину. Искреннее извинение часто обезоруживает.

Ревизия программного продукта
Тут Джоэл рекомендует проводить ревизию своего продукта через Тойотовкий метод «5 почему». Это самый простой и действенный метод Root Cause Analysis. Замечу, что данное действие необходимо делать не только для своего продукта.

Помимо этого там были и темы про опастность обучения в вузах языку Java, советы начинающим программистам, принципы хорошего проектирования, несколько статей о юзабилити, статьи о том, мемуары о работе в Microsoft, планировании, принципах кодирования и построении компании в софтверном бизнесе. В общем достаточно занимательное чтиво ни чуть не хуже первой книи, советую почитать.

Добавить комментарий